ВСЕГДА БЫТЬ НАЧЕКУ
Как не стать жертвой аферистов?
Так вышло, что только в прошлом году мне пришлось два раза восстанавливать своё удостоверение личности. Боюсь, что моими документами могут воспользоваться злоумышленники. Что делать? Ю. Ким, Алматы
Алматы в казахстанском рейтинге по утере документов держит твёрдое первенство. Ежедневно у горожан пропадает около 2 тысяч удостоверений, паспортов, доверенностей и т.д. Это не значит, что в южной столице живут самые рассеянные люди, просто Алматы — самый крупный мегаполис страны. Что в таких случаях делать? Рассказывает Александр ПИНИГИН, директор алматинского бюро находок.
Что делать, если потерял документы?
— Я советую всегда быть начеку. Зачем это нужно? Часто документами пользуются мошенники. Они открывают фирмы-однодневки и обналичивают миллиарды тенге, берут в банке невозвратный кредит, покупают машины и подбрасывают на места преступлений. Человек, например, потерял удостоверение. Через несколько недель восстановил его, и всё. Он не думает, что утерянный документ где-то гуляет и может попасть к мошенникам. После людям приходится доказывать, что они ничего не нарушали. Чтобы обезопасить себя, нужно встать на учёт в бюро находок и получить справку об утере документа.
Был такой случай, когда молодой парень потерял документы и сразу же обратился к нам. Через неделю его задержала полиция. Оказывается, по его документу сняли квартиру, которую буквально за ночь полностью обчистили — вынесли бытовую технику, ковры, мебель. Хозяин обратился в полицию. Но у парня была справка об утере, поэтому его освободили, и обвинения не предъявили.
Что делать, если нашёл документы?
— Люди до сих пор неохотно звонят и сообщают о находке, боятся, что их могут в чём-то обвинить. Но такого сейчас практически не бывает. Если вы нашли документы, мы советуем просто позвонить в бюро находок.
Выдаются ли справки об утере документов задним числом?
— Задним числом справки не выдаются. Недавно к нам пришла женщина и попросила о такой услуге. Выяснилось, что пять лет назад она жила в гражданском браке с мужчиной. Им подвернулся выгодный вариант покупки квартиры. Деньги дали её родители. Но женщина на тот момент потеряла документы, поэтому квартиру оформили на гражданского мужа. Они прожили вместе пять лет, родился ребёнок, а после пара разошлась. Квартира по документам осталась у гражданского мужа. Женщина пришла в бюро и попросила дать справку тем числом, когда были потеряны документы, т. е. пятилетней давности. Мы не смогли ей помочь. Если бы женщина сразу встала на учёт, в то время, то вернула бы свою квартиру, а так она ничего не смогла доказать.
Чем опасно терять гос. номер авто?
— Очень много теряют гос. номеров от автомобилей. Это тоже опасно. Были случаи, когда найденный номер ставили на машину и гоняли по городу. Владельцу этого гос. номера приходили сумасшедшие штрафы. Приходилось их выплачивать, потому что в такой ситуации сложно что-то доказать. Мы всем советуем сразу же вставать к нам на учёт. Это очень просто сделать — по мобильному, городскому телефонам, сайту или в самом бюро.
Есть ли правила для рассеянных?
— Рассеянным людям в больших мегаполисах приходится очень сложно. Ведь нужно быть всегда начеку. В транспорте легко наткнуться на вора-карманника, и прощай, бумажник. Специалисты уверены: необходимо придерживаться основных правил. Сотрудники бюро находок советуют:
— кошелёк и документы всегда нужно носить отдельно друг от друга;
— избегать массовых скоплений людей;
— ни в коем случае никому не «светить», т. е не показывать, свои деньги в кошельке;
— нельзя засовывать бумажник или мобильный телефон в задний карман;
— никогда не оставлять ценные вещи в машине, на видном месте.
Ист.: «АиФ Казахстана»